Как приучить ребенка к чтению.
Приучение ребенка к
чтению – очень важный аспект развития. интеллектуальных способностей детей,
а также их духовности. Книги – верные друзья, которые останутся с ребенком
на протяжении всей его жизни. Мудрецы говорят, что пока у человека есть
возможность читать, он может преодолеть любые проблемы, любое отчаяние,
любое одиночество. Учите ребенка читать и прививайте ему уважение к книгам,
бережное к ним отношение, любовь и интерес к этому волшебному миру фантазий,
содержащемуся в книгах.
Как
приучить ребенка к книгам?
В первую очередь надо
отметить то, что книги очень важно начинать читать с самого раннего
детства, еще до того момента, как ребенок научится говорить.
Хорошо, когда перед
сном, кто-то из родителей садится рядом с ребенком и открывает книгу –
сказку с яркими картинками для самых маленьких, для детей постарше –
занимательные истории и приключения.
Читать ребенку каждый
день, не заменять книги телевизором или общением с компьютером.
Постепенно, когда ребенок становится постарше, научить его читать самому.
Для каждого возраста
существуют свои книги:
если родители предложат маленькому ребенку книги, которые он не может пока
понять, равно как и более старшему ребенку давать читать книги для маленьких
– это верный способ погасить интерес к чтению. В детстве, каждый год ребенка
– как 5 лет у взрослого, развитие происходит стремительно. Поэтому
старайтесь подбирать книги соответственно возрасту ребенка.
Вносите разнообразие
– читайте детям разные книги: сказки, стихи, приключения, детские
детективы, фэнтези, исторические книги, о природе, о животных и т.д.
Во-первых, ребенку в его постижении интересны разные грани мира, которые он
постигает и через книги, во-вторых, разные жанры не наскучат ребенку,
которому важно разнообразие.
Собирайте детскую
библиотеку:
покупайте лучшие образцы мировой детской литературы, следите за появление
книжных новинок.
Не принуждайте
к чтению, иначе это
может вызвать обратную реакцию. Наоборот, все время, для чтения
создавайте атмосферу радости, спокойной доброжелательности и
заинтересованности. Выбирайте спокойное время, перед сном, вечером и т.д.
Учитесь
заинтересовывать ребенка книгой – интересно рассказывать о начале сюжета,
чтобы у ребенка возник интерес, а что дальше? Атмосфера тайны также может
заинтересовать ребенка. Хорошо читать книги с продолжением, чтобы было
интересно узнавать о продолжении событий.
Можно сначала прочитать
сказку, а потом посмотреть мультфильм или кинофильм, или спектакль по этой
книге. Тогда аудио ощущения соединятся с визуальными ощущениями и ребенку
будет интересно сопоставить образы, созданные у него в голове с теми, что он
увидел.
Придумывать праздники
книги: День любимой книги – когда ребенок выбирает какую-то особенно
любимую книгу и родители читают ему эту книгу; костюмированный бал книги –
когда на день рождения ребенка или другой праздник приглашаются друзья
ребенка, соседские дети и т.п., причем, все приходят в костюмах литературных
героев; книжный спектакль – когда все домочадцы, ребенок переодеваются в
костюмы из книги и разыгрывают какие-либо сценки из книг; книжное
путешествие – когда родители отправляются с ребенком в путешествие по городу,
по местам, где можно встретить что-то связанное с книжными героями – музеи,
парк, сказочное кафе и т.д.
Дарите
детям книги – это
замечательный подарок, и если ребенка приучать к чтению книг, то он будет
радоваться подаренным книгам, смотреть, что нового ему купили. Дарите детям
в награду – например, за хорошее поведение или добрый поступок, поход в
книжный магазин, когда ребенок может выбрать одну или несколько книг. Для
ребенка это будет интересно и важно, что он, как большой, сам выбирает себе
книги.
Читайте книги сами
– пример родителей в этом вопросе очень важен. Если ребенок будет постоянно
видеть, что его родители все свободное время проводят перед телевизором или
компьютером, и сами не читают, у него возникнет вопрос – зачем мне делать то,
что они не делают? Для ребенка очень важен пример взрослых. Если же в семье
читают, любят книги, то ребенок будет чувствовать эту атмосферу.
Обсуждайте книги
в присутствии ребенка – рассказывайте друг другу, что вы прочитали, что вам
понравилось, что нет, показывайте эти книги ребенку. Не думайте, что ребенок
очень маленький и ничего не понимает, это не так, ребенок, как губка,
впитывает все впечатления, различные эмоции, и если он будет чувствовать,
что родители обсуждают различные книги, смеются над чем-то радостным в них
или рассказывают о тех проблемах, которые поднимаются в книгах, ребенок
будет с интересом наблюдать за этим процессом и также интересоваться книгами.
Если у вас есть книга,
которую вам читали ваши родители или бабушка с дедушкой, обязательно найдите
ее и покажите ребенку, ему будет очень интересно, что этой книге – столько
лет и ее читали его мама или папа.
Список книг,
рекомендуемых для домашней детской библиотеки:
Русские
народные сказки.
Сказки
А. С. Пушкина.
Сказки-стихи (английские) в переводе С.Я. Маршака.
Сказки
К. Чуковского.
Сказки
Братьев Гримм.
Сказки
Андерсена.
Сказки
Шарля Перро.
А. Милн
«Винни-Пух и все-все-все».
Редьярд
Киплинг «Маугли».
Льюис
Кэрролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье».
Клайв
Льюис «Хроники Нарнии».
Астрид
Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Пеппи-Длинный-Чулок» и др.
Сказки
народов мира.
Аксаков
«Аленький цветочек».
Бажов «Каменный
цветок».
Джоанна
Роулинг «Гарри Поттер».
Памелла
Трэверс «Мэри Поппинс».
Джеймс
Барри «Питер Пен».
Стихи
Агнии Барто.
«Тысяча
и одна ночь».
А.
Погорельский «Черная курица».
Ершов «Конек-горбунок».
Сборник
сказок русских писателей (Лермонтова, Одоевского, Даля, Ушинского, Толстого).
Русские
народные сказки (под редакцией А. Афанасьева)
Туве
Янссон «Волшебная зима» и др. сказки о мумитроллях.
Софья
Прокофьева «Лоскутик и облако», «Приключения желтого чемоданчика» и др.
Диана
Уинн Джонс «Ходячий замок», «Воздушный замок».
Мифы и
легенды народов мира.
А.
Волков «Волшебник Изумрудного города».
Джанни
Родари «Чиполлино», «Путешествие Голубой стрелы», «Джельсомино в стране
лгунов»
Николай
Носов «Приключения Незнайки».
Алексей
Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Татьяна
Александрова. «Домовенок Кузя».
Валентин Катаев. «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
Антуан
де Сент-Экзюпери «Маленький Принц».
Януш
Корчак «Король Матиуш».
Дж.
Харрис. «Сказки дядюшки Римуса».
Кир
Булычев «Девочка, с которой ничего не случится».
Роберт
Стивенсон «Остров сокровищ».
Джанни
Родари «Чиполлино», «Путешествие голубой стрелы», «Джельcомино в стране
лжецов».
Януш
Корчак «Король Матиуш».
Антуан
де Сен-Экзюпери «Мленький принц».
Алексей
Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
Эдуард
Успенский «Крокодил Гена», «Трое из Протсоквашино».
Иоанна
Хмелевская «Пафнутий».
А. Дюма
«Три мушкетера».
Аркадий
Гайдар «Чук и Гек», «Тимур и его команда», рассказы.
Джеральд Даррелл «Моя семья и звери».
Сетон-Томпсон «Рассказы о животных».
Виталий
Бианки «Лесная газета», «Лесные домишки».
Виктор
Драгунский «Веселые истории».
Вера
Чаплина «Мои питомцы».
Дж.
Толкин «Хоббит».
Даниэль
Дефо «Робинзон Крузо».
Сергей
Козлов «Ежик в тумане» и др.
Марк
Твен «Приключение Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и
нищий».
Владислав Крапивин «Мушкетер и фея», «Мальчик со шпагой» и др.
Г.
Троепольский «Белый Бим Черное ухо».
Евгений
Шварц «Сказка о потерянном времени», «Обыкновенное чудо», и др.
Александр Грин «Алые паруса».
Дж.
Крюс «Тим Талер или Проданный смех».
Д.
Мамин-Сибиряк «Серая шейка».
Морис
Метерлинк «Синяя птица».
Н. Кун
«Легенды и мифы древней Греции».
Валерий
Медведев «Баранкин, будь человеком!».
Ф.
Бернетт «Маленькая принцесса».
Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера».
Виталий
Коржиков «Солнышкин плывет в Антарктиду», «Веселое мореплавание Солнышкина».
Эно
Рауд «Приключения Муфты, Полботинка и Моховой бороды».
Ян
Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Лев
Кассиль «Кондуит и Швамбрания».
Л.
Лагин «Старик Хоттабыч».
Р.
Распэ «Приключения барона Мюнхаузена».
Андрей
Некрасов «Приключения капитана Врунгеля».