Персональный сайт психолога-консультанта, коуча, тренера Владыкиной Ирины Владимировны

                     тел. 2734888 тел. 89508692606 Эл. почта wladykina@mail.ru

Главная

 

У нас появился новый сайт

 

http://www.lilium-center.ru/

 

         Если вы не можете разобраться с проблемой…                 (телесно-интуитивный самоанализ).

 Так часто бывает в нашей жизни: головой мы понимаем, что в каких-то ситуациях поступаем неправильно, действуем во вред себе, но причину подобного поведения бывает понять достаточно сложно. А все дело в том, что истоком большинства наших поступков является не наше сознание, а подсознание, до которого порой очень сложно «достучаться». И в результате наши проблемы так и остаются нерешенными, так как мы не можем понять, что истоки всего, что делается вокруг нас, очень часто внутри нас, что, если мы хотим поменять что-то в своей жизни, нужно начать с себя, со своего внутреннего мира.

С чего же можно начать, если вы поняли, что проблема кроется где-то внутри вас самих? В этой статье я хочу вам предложить алгоритм работы над своей проблемой, которую условно можно назвать телесно-интуитивным самоанализом.

 

Работа над собой складывается из нескольких этапов.

 

  1. Мысленное представление проблемы.

Включает набор первичных мыслей (словесное описание проблемы, в котором могут присутствовать самообвинительные мысли, а также нелицеприятные высказывания на ваш счет других людей) или наглядно-образное зрительное представление (с чем ассоциируется у вас ваша проблема, как можно ее представить в виде символа, а также знакомые лица значимых для вас людей)

К примеру, у меня есть проблема в общении со своим начальником.

Я могу представить ее в виде словесного описания желательно на бумаге (главное, записывать все мысли, которые приходят в голову, на этом этапе анализ не нужен).

Итак, он говорит, что я медлительная дура, может быть, он и прав, и я действительно не расторопна и не умна, да я вообще не могу постоять за себя, все время краснею в его присутствии и не могу сказать ни слова, когда он на меня орет и т.д.

Далее я могу представить лицо своего начальника, когда он орет на меня, и также у меня в голове возникает образ серой мыши, когда я думаю об этой ситуации. (Мышь можно нарисовать, вообще символы проблемы лучше  прорисовывать цветным карандашами или красками).

 

  1. Телесное представление проблемы.

Когда вы написали на  бумаге ваши мысли об этой проблеме, вы можете задать себе вопрос: какие телесные ощущения вызвала работа вашего воображения? Что я чувствовал(а), когда записывал(а) эти негативные мысли, когда рисовал(а) образ? Где, в какой части тела и месте концентрировались эти ощущения? Какого они были рода? Это может быть дрожь, тошнота, учащенное сердцебиение и т.д.

 

  1. В каких ситуациях подобный телесный образ возникал раньше?

Возможно, в начале вспоминается случай из недавнего прошлого. А затем уже само ощущение как бы подсказывает другую ситуацию из более далекого прошлого. Быть может, вы даже вспомните первый подобный случай, который произошел еще в детстве.

К примеру та ситуация с начальником, о которой мы говорили выше, после проработки напомнит вам ситуацию в институте, когда вы не могли нечего ответить на вопрос преподавателя на экзамене, и он говорил вам, что вы ничего не соображаете. А потом к вам придут воспоминания из вашего детства, когда ваш отец учил вас считать, вы делали ошибки, а он при этом кричал на вас.

 

  1. Изменение отношения к проблеме.

Посмотрите на эту повторяющуюся ситуацию со стороны глазами взрослого человека, чтобы изменить к ней свое отношение, «объяснить» подсознанию нецелесообразность прежних привычных и ошибочных стереотипов.

 

А) По отношению к прошлому.

- Неразумность переноса негативного опыта в новые условия, нежелательность повторения ошибок прошлого.

- На эмоциональном уровне постарайтесь принять свое прошлое, простить себя и других людей.

- Индикатором успешности вашего переубеждения будет служить уменьшение дискомфортных телесных ощущений.

К примеру, я поняла, что ситуация с начальником является повторением ситуации в детстве, когда мой отец кричал на меня, если я что-то делала не так. Я проговариваю это вслух, а лучше записываю на бумаге, что начальник – это не мой отец, а я уже не маленький ребенок, что переносить опыт детства в свою нынешнюю ситуацию означает оставаться ребенком, что и чувствует начальник, поэтому  и позволяет себе такое поведение по отношению ко мне. На эмоциональном уровне я говорю, что мой отец тоже человек со своими слабостями и недостатками и прощаю его за такое поведение, так как носить обиду внутри себя очень сложно, и это часто мешает жить и т.д.

Проговорив все это, я перечитываю все, что я написал(а) ранее (первичные мысли и т.д.) и обращаюсь к своим ощущениям, задаю себе вопрос: Как они изменились? И если у меня уменьшилась дрожь в коленках или жжение в области груди (т.е. те ощущения, о которых мы говорили в п.2, то значит, я на правильном пути в решении данной проблемы.

 

Б) Планы на будущее – замещение прежних стереотипов.

- Подберите положительные формулировки, помогающие изменить отношение к проблеме, перевести негатив в позитив (в НЛП это называется рефрейминг), чтобы примирить сознание и подсознание, принять новые обязательства по отношению к самому себе.

Например, я хожу на работу, которая мне нравится. И если начальник кричит на меня, но до сих пор не уволил, значит, его устраивает, как я работаю. Но ему бы хотелось, чтобы я работала еще лучше, ведь нет предела совершенству. Т.о. он заинтересован в моей работе. К тому же он тоже человек со своими слабостями и недостатками, и когда он кричит и выходит из себя, он делает хуже самому себе, ведь нервные клетки не восстанавливаются. И если я не буду краснеть и бледнеть, т.е. не буду сосредотачиваться на своих негативных эмоциях по поводу его реакций, я могу его услышать и понять, что он именно хочет. Возможно, в его словах содержатся рекомендации по поводу улучшения моей работы. И если я улучшу свою работу, возможно, меня даже повысят, так как я буду уже не серой запуганной мышкой, а уверенным в себе специалистом и т.д.

- Ориентиром того, что вы преодолели свои стереотипы, служит исчезновение дискомфортных ощущений, когда вы думаете об этой ситуации.

 

5. Наведение мостов между прошлым и будущим.

Проанализируйте, в каких ситуациях эти телесные ощущения, связанные с самообвинением и самоограничением, оказывали влияние до сих пор.

- Нарушали ваши активные действия, мешали принимать решения и сковывали инициативу?

- Создавали конфликты и трения с окружающими?

- Вызывали необоснованную тревогу и неуверенность в собственных силах?

- Приводили к немотивированному снижению настроения и мрачно-депрессивным предчувствиям?

- Подталкивали к нелогичным, непродуманным или очевидно неправильным поступкам, о которых вы жалели в дальнейшем.

Постарайтесь подробно запомнить выявленные в процессе самоанализа ощущения, чтобы отслеживать их в дальнейшем. Тем самым проработанные вами ощущения приобретают для сознательной части личности сигнальное значение. Они становятся индикатором, «лакмусовой бумажкой» внутреннего конфликта, и их появление может быть в дальнейшем использовано для осознанных действий в ситуациях «потери контроля», для того, чтобы ваше прошлое «осталось в прошлом», и подобные пробелы не повторялись в будущем.

Консультации
Коучинг
Тренинги
Организационное (бизнес-) консультирование
Консультирование online
Притчи
Статьи
Задать вопрос
Тесты
Психотерапевтические подходы и методы
Хостинг от uCoz